Вернуться к полной версии страницы...
МАИ-205 — очень легкий многоцелевой одноместный автожир, предназначенный для любых видов полетов неакробатического применения (учебных, тренировочных, спортивных и других полетов), а также для выполнения авиационно-химических работ (АХР) при установке на автожир съемного сельскохозяйственного оборудования. Построен на базе самолета Авиатика-МАИ-890, однако по сравнению с базовой конструкцией «890-го» изменения не коснулись лишь киля, горизонтального оперения и носовой опоры шасси.
Основным применением автожира предполагались стать авиационно-химические работы. При проектировании аппарата всесторонне учтен положительный опыт эксплуатации сельскохозяйственного самолета Авиатика-МАИ-890СХ.
Автожир МАИ-205 представляет собой одноместный винтокрылый летательный аппарат. Изготавливается из высококачественных конструкционных материалов: алюминиевых и титановых сплавов, легированных сталей, композиционных материалов, текстиля и т. п.
Фюзеляж автожира — балочной конструкции, выполнен из труб, изготавливаемых из алюминиевого сплава. Кабина пилота — закрытого типа с двумя дверями с остеклением из оргстекла. Спереди кабина замыкается носовым обтекателем из стеклопластика. Задняя часть зашита экраном со звукоизоляцией.
Оперение — подкосно-расчалочное, однокилевое, нормальной крестообразной схемы с полотняной обшивкой.
Шасси — трехопорное. Стойки основных опор — рессорного типа, рессоры выполнены из титанового сплава. Колеса основных опор с шинами 300×125 — тормозные. Тормозная система — гидравлическая. Передняя опора шасси — с рычажной подвеской колеса и пружинным амортизатором. Переднее колесо с шиной 300×125 управляется непосредственно от педалей.
Система управления — механическая, обратимая. Обеспечивает управление автожиром при помощи автомата перекоса, руля направления и руля высоты с триммером, управляемым из кабины. Управление рулем высоты — жесткое, через систему качалок и трубчатых тяг. Управление по крену осуществляется с помощью автомата перекоса через систему тяг, качалок и тросов. Управление рулем направления — полужесткое, через тросы.
Несущая система автожира обеспечивает режим старта, посадки, набора высоты, снижения, а также управления автожиром по поперечному каналу (по крену). Она расположена позади и над кабиной пилота.
Система воздушных винтов включает в себя толкающий воздушный винт и несущий воздушный винт (НВ) и обеспечивает поступательное и вертикальное перемещение автожира. Привод НВ для его раскрутки перед стартом производится с помощью ременной передачи, системы тяг, роликов и электромеханизма. Система раскрутки НВ на старте позволяет производить взлет автожира без разбега (точечный взлет). Для выполнения точечного взлета (или «прыжка») НВ раскручивается на земле до оборотов в 1,3...1,5 раза превышающих обороты несущего винта в горизонтальном полете. После раскрутки НВ пилот кнопкой на ручке управления автожиром включает режим «прыжка» — за 2...3 секунды увеличивается угол установки лопастей до 10 градусов. За счет увеличения шага лопастей НВ создается положительная вертикальная перегрузка (тяга воздушного винта), и автожир, используя кинетическую энергию раскрученного НВ, отделяется от земли, при этом система отрабатывает шаг НВ до 4 градусов, а за счет тяги толкающего воздушного винта автожир переходит в поступательное движение с увеличением скорости и с небольшой просадкой переходит в режим разгона и набора высоты.
Приборное оборудование:
Сельскохозяйственное оборудование состоит из двух комфорных баков для ядохимикатов общей емкостью 100 л.; электронасоса, позволяющего производить перемешивание химикатов и промывку системы на земле; фильтров; комплекта распылителей отечественного производства (или распылителей AU-7000 фирмы «MICRONAIR»), цифрового счетчика выработки химикатов и системы управления сельскохозяйственным оборудованием.
Силовая установка
На автожире сзади, в толкающей открытой компоновке, установлен на кольцевой мотораме один двигатель «Rotax-914ULS» (Австрия) — поршневой, жидкостного охлаждения, с оппозитным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси, четырехцилиндровый, четырехтактный, с турбонаддувом, мощностью 100 л. с. и максимальной взлетной мощностью (с включенным турбонаддувом) 115 л. с. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее 95 по исследовательскому методу. На самолете имеется топливный бак емкостью 30 л, интегрированный в единый конструктивный блок с двумя комфорными баками для химикатов.
Длина без НВ, м | 5,32 |
Длина с вращающимся НВ, м | 9,0 |
Высота (до верхней точки вала НВ), м | 2,87 |
Диаметр НВ, м | 9,0 |
Коэффициент заполнения | 0,0453 |
Угол установки оси вала НВ, град | 5 |
Угол поперечной установки оси вала НВ, град | 1 |
Относительная толщина профиля лопасти НВ, % | 12 |
Профили лопасти НВ | NACA-23012 |
Угол конусности лопастей, град | 5 |
Геометрическая крутка лопастей, град | 0 |
Угол установки лопастей (раскрутка) | -1 |
Угол установки лопастей ("прыжковый старт") | 10 |
Угол установки лопастей (взлет по самолетному) | 4 |
Угол установки лопастей (горизонтальный полет) | 4 |
Максимальный угол поворота лопасти в горизонтальном шарнире, град | 8 |
Угол отклонения тарелки автомата перекоса, град | -5...+5 |
База шасси на стоянке, м | 1,81 |
Колея на стоянке, м | 1,52 |
Взл. масса 410 кг | Взл. масса 530 кг | |
Минимальная приборная скорость горизонтального полета у земли, км/ч | 30 | 44 |
Максимальная скорость горизонтального полета у земли при работе двигателя на максимальном режиме, км/ч | 145 | 115 |
Максимальная непревышаемая скорость полета, км/ч | 160 | 160 |
Максимальная скороподъемность у земли, м/с | 5,1 | 2,7 |
Длина разбега при взлете с предварительной раскруткой ротора НВ, м | 50 | 100 |
Скорость отрыва при взлете с предварительной раскруткой ротора НВ, км/ч | 60 | 66 |
Длина разбега при прыжковом старте, м | ~0 | ~0 |
Скорость отрыва при прыжковом старте, км/ч | 12 | 8 |
Посадочная скорость при посадке с пробегом, км/ч | 35 | 40 |
Длина пробега при посадке с пробегом, м | 35 | 50 |
Посадочная скорость при посадке с подрывом, км/ч | 5 | 10 |
Длина пробега при посадке с подрывом, м | 0 | 10 |
Наивыгоднейшая скорость набора высоты, км/ч | 90 | 90 |
Практический потолок, м | 4250 | 1750 |
Максимальная дальность полета без с/х оборудования, км | 185 | - |
Радиус установившегося виража, м | 30 | 30 |
Максимальная допустимая эксплуатационная перегрузка | +3,5 | +3,5 |
Минимальная допустимая эксплуатационная перегрузка | +0,5 | +0,5 |
Масса пустого автожира в с/х варианте, кг | 370 |
Максимальная масса топлива в баке, кг | 22 |
Максимальная взлетная масса, кг | 530 |
Максимальная посадочная масса, кг | 530 |
Максимальная масса химикатов, кг | 70 |
Максимальная масса пилота, кг | 100 |
Минимальная масса пилота, кг | 50 |