Буклет Гибридный аэростат «Колибри» (PDF)...
Рекламный проспект К-1500: гибридный аэростат для обучения парашютистов (PDF)...
Изображения аэростатов «Колибри»
(щёлкните по картинке для просмотра в новом окне увеличенного изображения)
Гибридный аэростат К-25М (25 м3)
Гибридный аэростат К-25М (25 м3)
Аэростатный комплекс на базе гибридного аэростата К-25М (25 м3)
Гибридный аэростат К-25М (25 м3)
Гибридный аэростат К-25М (25 м3)
Универсальная аэростатическая платформа на базе
гибридного аэростата К-15
для настройки, замера параметров и проведения регламентных работ радарных станций
Гибридный аэростат К-15 на выставке Алабино-2014
Гибридный аэростат К-15. Проведение видеосъёмки и подъём флагов и вымпелов во время проведения акции ФБУ «Авиалесоохрана» «Сельхозпалы — под контроль! Сохраняя леса — сохраняем Россию».
Гибридный аэростат К-04 Колибри
Образец снимка, полученного с аэростата
Колибри на выставке НТТМ (ВВЦ)
Серия снимков, полученных с аэростата Колибри на авиасалоне МАКС
Аэростат Колибри К-01. Подъём флагов на праздновании общероссийского «Дня семьи, любви и верности». Москва, ГМЗ Царицыно
Передача видеоизображения с аэростата Колибри в режиме реального времени
К-1500, гибридный аэростат для обучения парашютистов
(проект)
К-1500, гибридный аэростат для обучения парашютистов
(проект) |
|
Классический аэростат малого объёма при ветре более 5 м/с из-за относительно большой величины сопротивления подъёмного троса, начиная с высоты 20–30 метров, вместо подъёма укладывается на землю. Таким образом, с учетом российских погодных условий, аэростат меньше 30 м3) (объём сравним с ёмкостью половины железнодорожной цистерны) может находиться постоянно в воздухе только в безветренную погоду.
Гибридные аэростаты лишены данного недостатка потому, что сочетают в себе свойства аэростата и воздушного змея: в ветер на аэростат действует кроме аэростатической силы аэродинамическая подъёмная сила, которая помогает аэростату противостоять ветру и не дает сносить аппарат. Более того, при ветре максимальная высота подъёма гибридного аэростата больше, чем в штиль, а поведение таких аппаратов в воздухе в условиях ветра несравнимо стабильней, чем поведение классических привязных аэростатов.
Применение гибридных привязных аэростатов «Колибри» целесообразно для видеонаблюдения, приема, передачи и ретрансляции радиосигналов, проведения исследовательских работ, оперативного подъёма флагов, вымпелов, рекламы. Аэростаты «Колибри» могут постоянно находится в воздухе, кратковременный спуск производится только для пополнения расхода гелия. |
Гибридные аэростаты «Колибри» представляют собой малоразмерные привязные аэростаты различного объёма и предназначены для подъёма разнообразной полезной нагрузки.
Аэростаты могут быть поставлены как отдельные изделия, так и в составе комплекса. На платформу может быть установлено оборудование для выполнения панорамного видеонаблюдения и видеосъёмки, аэрофотосъёмки, метеонаблюдений, контроля загрязнения атмосферы, научных исследований и т. д.
Аэростаты «Колибри» имеют слегка сплюснутую по вертикали газодержащую оболочку с гелием и каркасное хвостовое оперение.
Полезная нагрузка может закрепляться как непосредственно на оболочке аэростата, так и подвешиваться под ним на такелаж или несущий трос. В полёте аэростат находится под углом атаки 15–25° и с углом сноса 20–35°.
В качестве несущего троса применяются плетёные кевларовые шнуры. Передача данных может осуществляется по радиоканалу, в том числе с использованием сетей WiFi, или с использованием кабеля волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), пристёгиваемого к несущему тросу. Питание осуществляется от бортовых аккумуляторов или по кабель-тросу.
Рабочая высота при подъёме флагов — 70–100 м. Рабочая высота при выполнении фото/видеосъёмки — 70–500 м. В качестве подъёмного газа используется гелий марки Б, а при соблюдении требований безопасности возможно применение водорода.
Характеристики некоторых аэростатов приведены в таблице ниже. Могут быть разработаны и изготовлены аэростаты, имеющие иной объём, полезную нагрузку и высоту подъёма в соответствии с заказом.
Типовой аэростатный комплекс состоит из аэростата (аэростатического носителя), стартовой платформы и комплекта оборудования и снаряжения.
Аэростатический носитель включает в себя оболочку со стягивающей системой и клапанами, оперение и такелаж.
Стартовая платформа состоит из лебедки, несущего кевларового троса с заделкой и причальных опор под аэростат.
В состав типового комплекта оборудования и снаряжения входит:
- бортовой проблесковый маяк красного цвета;
- система газонаполнения и вакуумирования;
- заземление;
- тент для сборки и обслуживания аэростата;
- бивачная сетка;
- балластные мешки с песком;
- комплект тросов, строповочных лент;
- штопоры, колья;
- ЗИП;
- транспортировочная тара.
|
Тип |
К-05М |
К-07М |
К-15М-Т |
К-15М-А |
К-25М-Т |
К-25М-А |
Удельная плотность материала
оболочки, г/м2 |
110 |
110 |
170 |
110 |
170 |
110 |
Объём газа, м3 |
4,85 |
6,75 |
14,00 |
14,00 |
23,60 |
23,60 |
Ширина аэростата, м |
2,05 |
2,30 |
3,10 |
3,10 |
3,70 |
3,70 |
Длина аэростата, м |
3,70 |
4,20 |
5,70 |
5,70 |
6,80 |
6,80 |
Высота оболочки, м |
1,60 |
1,80 |
2,30 |
2,30 |
2,60 |
2,60 |
Масса аппарата, кг |
4,00 |
4,75 |
10,10 |
8,40 |
13,00 |
10,60 |
Диаметр троса (кевлар), мм |
2,5 |
2,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
Высота подъёма, м |
200 |
300 |
700 |
700 |
800 |
800 |
Масса полезной нагрузки, кг |
0,90 |
2,15 |
3,50 |
5,20 |
10,00 |
12,50 |
Макс. скорость ветра у земли при спуске/подъеме, м/с |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
Макс. скорость ветра на рабочей высоте, м/с |
20 |
20 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Количество баллонов гелия (40 л, 150 Атм), на одну заправку, шт. |
1 |
2 |
3 |
3 |
5 |
5 |
Габариты при транспортировке, м |
2,5 х 1,3 х 0,35 |
2,5 х 1,3 х 0,35 |
3,0 х 1,52 х 0,45 |
3,0 х 1,52 х 0,45 |
3,0 х 1,52 х 0,45 |
3,0 х 1,52 х 0,45 |
|
В ОСКБЭС МАИ разработана и изготовлена универсальная аэростатическая платформа на базе гибридного аэростата К-15 (объём 15 м3), предназначенная для настройки, замера параметров и проведения регламентных работ радарных станций.
|
Идея применения привязных аэростатов для парашютного спорта не нова. В книге Г. Пожарова и В. Шевченко «Прыжки с парашютом с аэростата» (издательство ДОСААФ, 1956г.) подробно описана методика выполнения таких прыжков. Авторы утверждают, что пропускная способность аэростата выше, чем у самолёта, методика обучения проста, а стоимость существенно ниже.
Так, по данным Московского городского комитета ДОСААФ, зимой 1955 года с привязного аэростата за два с половиной месяца было выполнено более пяти тысяч прыжков, и при этом израсходовано не более полутора тонн автомобильного бензина.
Аэростат К-1500 «Колибри» относится к классу гибридных привязных аэростатов. Классические аэростаты стоят в воздушном потоке под углом примерно 5° и при усилении ветра или его порывах совершают волнообразные и подныривающие движения, а у гибридного аэростата (угол в потоке примерно 20°) аэродинамическая подъёмная сила его стабилизирует. При этом аэростатическая подъёмная сила не даёт аппарату упасть при стихании порыва ветра. В случае применения гибридного аэростата для тренировки парашютистов наличие аэродинамической подъёмной силы даёт ещё одно преимущество перед классическим аэростатом: значительное натяжение удерживающего троса. Так, для шестиместного аэростата (1500 м3) усилие будет составлять от 600 до 2000 кгc, в зависимости от веса полезной нагрузки и силы ветра, что позволит производить подъём парашютистов на рабочую высоту двумя способами:
- Обычный: гондола поднимается на рабочую высоту вместе с аэростатом.
- Аэростат находится на рабочей высоте, а вверх поднимается гондола с парашютистами, закрепленная на закольцованном тросе: в то время пока заполненная гондола идёт вверх, пустая спускается (аналог канатной дороги). Учитывая скороподъёмность 4 м/с, на высоту 2000 метров (при вместимости 6 человек), получаем цикл выброски 5–6 парашютистов за 10 минут. Кроме того, этот способ позволяет избежать неприятного для всех аэростатов момента прохода приземных турбулентных потоков и нахождения у земли в незашвартованном состоянии. Подъёмная гондола может быть оборудована парашютной баллистической системой спасения.
Применение прыжкового аэростатного комплекса К-1500 «Колибри» значительно снижает стоимость прыжка, позволяет сохранить ресурс самолетам, работающим на выброску парашютистов, и привлечь большее число желающих совершить первый и последующие прыжки. При соответствующей высоте подъёма становятся доступными ознакомительные прыжки с инструктором (тандем) и спортивные прыжки в рамках дисциплин классической точности приземления и скоростного пилотирования купола.
В качестве стартовой платформы аэростатного комплекса используется мобильное удерживающее устройство — специально оборудованный автомобиль либо автомобильный прицеп, оснащённый лебёдкой, причальными опорами, комплектом снаряжения, системами энергообеспечения, газонаполнения, вакуумирования.
Область применения аэростатов К-1500 — преимущественно первоначальная подготовка с парашютными системами, уложенными на принудительное раскрытие основного купола, что позволяет охватить не только гражданский сектор, но и прыжки в рамках военной подготовки военнослужащих при значительном снижении стоимости прыжка по сравнению с использованием для выброски самолётов и вертолётов.
Технические характеристики гибридного аэростата для обучения парашютистов К-1500 «Колибри»:
Количество парашютистов |
6 |
Рабочая высота |
2000 м |
Объём газа |
1500 м3 |
Компенсационный объём |
450 м3 |
Полный объём оболочки |
1950 м3 |
Количество баллонов гелия на одну заправку |
250 |
Потери гелия |
3,36 м3/сут. |
Диаметр оболочки (ширина) |
16,3 м |
Длина аэростата |
26,7 м |
Высота аэростата |
11,8 м |
Площадь оболочки |
840 м2 |
Площадь оперения |
150 м2 |
Масса аэростата |
300 кг |
Масса полезной нагрузки |
600 кг |
Количество гондол |
2 |
|
|
|
|